РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В работе с детьми раннего возраста важно в конкретных ситуациях общения использовать разные приемы развития речи – вопрос, просьбу повторить, поручение.
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи и расширению ориентировки в окружающем должно быть уделено особое внимание. Решение этой задачи осуществляется в ходе всех режимных процессов, в повседневном общении. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением. Общие задачи развития речи детей второго года жизни – развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное. В работе с детьми до 1 года 6 месяцев на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учат понимать слова, обозначающие людей, предметы (одежда, мебель, посуда и т.д.), элементарные действия, а также простейшие фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать смысл поручений и выполнять их. В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Необходимо формировать у детей умение подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова они должны воспроизводить не только после того, как услышат в речи взрослого, но и по собственной инициативе. С 1 года 6 месяцев основной задачей является развитие у детей активной речи, продолжается развитие понимания речи взрослого. Их необходимо учить понимать названия малознакомых или совсем незнакомых предметов, явлений, событий, действий, происходящих не только в непосредственно близком, но и более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице), а также понимать названия признаков предметов, выполнять поручения и т.д. В активной речи отмечается значительное расширение словарного запаса: дети начинают употреблять все те слова, которые ранее научились понимать. Важным является обучение детей составлению предложений из трех и более слов. Необходимо, развивая речь как основное средство общения с окружающими, учить детей обращаться по различным поводам к взрослым и сверстникам, задавать вопросы, передавать ранее полученные впечатления (увиденное, услышанное) несколькими словами и простыми фразами. Сказанное позволяет сделать вывод, что как в понимаемой, так и в активной речи ребенка происходят существенные изменения на протяжении второго года. Поэтому, разговаривая с ребенком, взрослый обязательно должен учитывать его речевые возможности, обусловленные возрастом и индивидуальным развитием, специфику так называемых микро периодов речевого развития ребенка. К концу второго года интенсивно продолжает развиваться подражание. Дети повторяют за взрослыми целые фразы, предложения. Они способны употреблять уже разные части речи, понимать смысл предложений, раскрывающих настоящее, прошедшее или будущее событие и т.п. Они употребляют фразы, носящие повествовательный или вопросительный характер, т.е. речь их становится интонационно более выразительной. Различный темп овладения понимаемой и активной речью объективно отражает ход ее развития – понимание опережает появление активной речи. Однако запаздывание развития активной речи является часто результатом неправильного воспитания. Если понимание речи в большей степени возникает в процессе непосредственного общения взрослого с ребенком в повседневной жизни, без каких-либо специальных воздействий, то развитие активной речи требует применения специальных методов и приемов.
|
|